В данной статье мы ответим на наиболее частые вопросы: Как быстро научиться водить автомобиль? Как правильно водить машину на механике? Как управлять машиной с автоматической коробкой передач? А также расскажем и научим о наиболее простом усвоении информации и запоминании ПДД.

Содержание:

  1. Основы
  2. Проверка перед выездом
  3. Что необходимо понимать, перед выездом на механике
  4. Как завести машину на механике
  5. Как трогаться с места на МКП
  6. Как правильно тормозить
  7. Как переключать передачи на механике
  8. Как двигаться задним ходом
  9. Как правильно парковаться
  10. Использование ручника на подъеме
  11. Тренировка аварийных маневров
  12. Как побороть страх вождения
  13. Как чувствовать габариты автомобиля
  14. Первый выезд в город после получения прав
  15. Личный опыт езды после автошколы

 

Впервые оказавшись за рулем после выпуска из автошколы, человек теряется или даже испытывает страх. На мгновение кажется, что все полученные знания и навыки забыты, сложно сосредоточиться на процессе вождения, а любая ситуация на дороге вызывает волнение.

На практике обучиться вождению не сложно, это доступно почти каждому. Предлагаем подробную инструкцию, как самостоятельно раз и навсегда разобраться в нюансах управления транспортным средством, чтобы быть уверенным на дороге.

Что необходимо знать для вождения машины

Помните, что любой автомобиль – средство повышенной опасности для вас, других автомобилистов и пешеходов. По этой причине важно не терять бдительности, следить за ситуацией на дороге и учиться быстро принимать решения.

Минимизировать страх перед вождением начинающему водителю помогут такие знания:

  • базовые правила дорожного движения и управления машиной;
  • устройства автомобиля, расположение и функции устройств управления;
  • минимальные способы устранения поломок и неисправностей, чтобы прибавить себе уверенности.

Хорошая автошкола сполна дает необходимые знания, от вас требуется только внимательность и желание обучиться. После окончания курсов большинство людей свободно водят не только на спокойных улочках, а и в условиях повышенного трафика. Предлагаем узнать, как получить базовые навыки вождения и справиться со страхом начинающего водителя.

Что нужно проверить перед выездом

Планируя поездку за город, для начала проверьте документы: при себе должны быть страховка ОСАГО и удостоверение водителя. Есть ли у человека опыт или он новичок – не важно, при остановке сотрудником ГИБДД проблемы будут в обоих случаях, если в бардачке нет документов.

При осмотре автомобиля обратите внимание на:

  1. Работоспособность тормозов и габаритных огней.
  2. Исправны ли фары и задние огни.
  3. Функционирует ли стеклоочиститель со стороны водителя.
  4. Рулевое управление.

Российское законодательство запрещает движение транспорта, если любой из перечисленных в списке элементов неисправен. Не лишним будет регулярно отслеживать уровень масла, охлаждающей жидкости и омывайки. Перед дальней дорогой стоит обязательно проверить уровень давления в шинах.

Что важно понимать, когда садишься за руль авто на механике

При обучении, ключевая роль в процессе управления машиной с механической КПП отводится педали сцепления. Уже на первых уроках будущих автомобилистов учат, как аккуратно тронуться с места на механике. Самая частая проблема – не чувствовать машину, в результате человек неправильно жмет сцепление и авто тут же глохнет.

Педали в машине с механической КПП располагаются слева направо:

  • сцепление (будет выключено при нажатии);
  • тормоз и газ.

В результате действие педалями применяется следующим образом: левой ногой нужно выжимать сцепление, а правая работает попеременно, нажимая при необходимости на тормоз или газ. Педали современного автомобиля хорошо реагируют на малейшее касание, поэтому для остановки или ускорения достаточно осторожного нажатия.

Сцепление работает по обратному принципу, его перед зажиганием и переключением скорости нужно выжимать на всю. Возможная ошибка, которая станет причиной аварии – резким, сильным нажатием случайно затормозить левой ногой. Как выполняются эти функции, будет описано ниже.

Теория вождения автомобиля для начинающих

Начать рекомендуется с изучения конструкции и устройства автомобиля. Если понять суть: как работают тормоза и газ, зачем нужны передачи и какой алгоритм их переключения, управлять машиной будет легче. Не менее важны безупречное знание теории вождения и некоторые секреты, о которых расскажем далее.

Как заводить машину на механике

Оказавшись в кресле водителя, первым делом проверяйте положение рычага коробки передач (по умолчанию должно быть нейтральное). Попытка запуска двигателя с включенной передачей чревата резким рывком, что запросто станет причиной ДТП.

Убедились, что рычаг в нейтральном (N) положении. Далее нужно:

  1. Полностью уверенно выжать сцепление.
  2. Повернуть ключ, пока не запустится двигатель.
  3. Отпустить ключ, в базовое положение он вернется сам.

У технически исправного авто с инжекторным двигателем проблем с запуском не наблюдается, поскольку состав горючей смеси контролируется на программном уровне.

На машинах с карбюраторным типом сложнее: горючую смесь нужно обогащать вручную, потянув на себя рукоять воздушной заслонки. Толкайте ее по направлению от себя постепенно, когда будете видеть повышение оборотов. В результате на тахометре должно быть около 1500 об/мин.

Как правильно трогаться с места на авто с МКП

Попробуйте сперва отработать старт на специальной площадке. В идеале – хотя бы 30х30м, чтобы хватило места для безопасного маневра или остановки.

Заранее потренируйтесь на месте выжимать сцепление левой ногой, правой жмите на тормоз, но двигатель не запускайте. Действие желательно проработать до автоматизма, чтобы уметь быстро остановиться в любой ситуации.

Попросите знакомого водителя помочь вам припарковаться на площадке, перед капотом нужно около 25 метров пространства. Чтобы тронуться с места, придерживайтесь порядка действий:

  1. Проследите, чтобы рычаг коробки передач был в нейтральном положении, а ручник был поднят.
  2. Запустите двигатель, затем выжмите сцепление левой ногой, включите первую передачу.
  3. Опустите ручник. На приборной панели новых авто соответствующий индикатор потухнет.
  4. Осторожно надавите на газ, вы услышите увеличение оборотов.
  5. Постепенно отпускайте сцепление, слушая, как при этом ведет себя двигатель. Звук станет чуть тише, автомобиль будет немного дрожать и медленно тронется. Проследите за положением ног на этом этапе. Многие новички отпускают сцепление до середины, а затем пытаются резко полностью его включить – в результате получают неприятный рывок.
  6. Когда проедете около 5 метров, аккуратно уберите ногу со сцепления и прибавьте газу.

Постоянно анализируйте порядок действий во время вождения. Все время с вами должен быть опытный водитель, спросите его мнение относительно ваших возможных ошибок. Повторите упражнение на старт с места и остановку до тех пор, пока не добьетесь плавного движения.

Не каждый инструктор рассказывает, как грамотно работать с педалью сцепления, чтобы избежать нежеланных рывков транспортного средства. Все просто: отпускайте педаль понемногу, пока не почувствуете постепенное движение. Немного нажимайте на акселератор для поднятия оборотов.

Как только появится медленное движение авто, зафиксируйте в памяти положение ваших ног – пригодится в будущем. Чтобы избежать рывков при старте, не бросайте сцепление резко, помните, что отпускать педаль рекомендуется плавно.

Как правильно тормозить

Особенность современного автомобиля – чувствительный тормоз, даже малейшее нажатие на который приводит к мгновенному торможению. В этом кроется проблема многих новичков, которые резко жмут на педаль, и машина кидается вперед. Неверное торможение в перспективе приводит к проблемам с двигателем, к тому же это – кратчайший путь к ДТП.

5 шагов торможения на механике:

  1. Выжать сцепление левой ногой, давить на педаль нужно до упора.
  2. Правую ногу поставить на тормоз и медленно усиливать давление.
  3. Перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение после остановки.
  4. Снять ногу со сцепления, поднять ручной тормоз.
  5. Снять ногу с тормоза.

Как и старт, торможение лучше отработать на площадке или пустой дороге. Выберите любой ориентир, будь то камень или дерево, затем старайтесь остановиться ровно напротив.

Чтобы быстро остановиться в экстренной ситуации, лучше не выжимать сцепление. Если на машине не стоит ABS, жмите на тормоз, пока не почувствуете, что колеса блокированы. Дальше отпустите педаль и нажмите еще раз. Если ABS установлен, давите на тормоз до упора, система сама корректно остановит автомобиль.

Как переключать передачи (скорости) на механике

Порядок включения описан на рукоятке рычага коробки, но этого мало. Важны навыки работы со сцеплением.

Факт понижения или повышения передачи отслеживают по:

  1. Изменившемуся звуку двигателя.
  2. Скорости на спидометре.
  3. Отметке оборотов на тахометре.

На практике самая высокая достоверность у первого метода, но он доступен только опытным водителям, хорошо чувствующим автомобиль. Новички пользоваться им не смогут.

Не только молодые, но и более опытные водители часто не до конца понимают, какими должны быть обороты для переключения передачи. Мнений есть много, но профессионалы склоняются к отметке в 2500 об/мин.

Рекомендованные значения:

  1. До 20 км/ч – первая передача.
  2. В диапазоне 20-40 км/ч – вторая.
  3. При 40-60 км/ч переходите на третью.
  4. Двигаясь на 60-80 км/ч можно включить четвертую.
  5. На скорости свыше 80 км/ч переключайтесь на пятую.

Заводите мотор на 1 передаче, после нескольких секунд движения можно смело переключаться на 2.

Для отработки упражнения придерживайтесь алгоритма:

  1. Заведите двигатель, осторожно трогайтесь с места и двигайтесь 4-5 метров.
  2. Быстро, но плавно выжмите сцепление, одновременно немного приподнимите ногу с газа. Важно сделать это быстро, без пауз на размышления.
  3. Включите 2 передачу, держа ногу на сцеплении. Немного выжмите газ – опытные водители отмечают, что так переключение проходит более гладко и получится компенсировать падение скорости.
  4. Готово, теперь просто добавьте газа и двигайтесь на установленной передаче.

Важна постоянная практика, чтобы довести процесс до автоматизма и выполнять два последних шага одновременно. Придерживаясь такой схемы переключения, можно довести автомобиль до нужной скорости, постепенно переключая передачи и увеличивая их. При этом следите, чтобы нижняя граница скорости отвечала отмеченной в инструкции выше передаче.

Когда возникает необходимость снизить скорость или полностью остановиться, порядок действий будет тем же, но передачи переключаются в обратном порядке.

Придерживаться очередности требуется не всегда. Например, если транспортное средство перед вами двигается медленно, а вы едете на 75 км/ч, выжмите сцепление и сбросьте скорость до 15 км/ч. Переключите передачу на вторую, осторожно отпустив сцепление.

Как двигаться задним ходом

Автомобиль будет поворачивать строго в ту сторону, куда вы крутите руль. Его желательно держать одной рукой, вторую для удобства можно упереть в спинку сидения. Выбирайте минимально возможную скорость и будьте предельно осторожны.

Как отработать навыки движения задом:

  1. Убедиться, что ручник полностью затянут. Практиковаться лучше на ровной поверхности без наклона.
  2. Чтобы обойтись без нежеланных рывков, проверить, стоит ли нейтральная передача. Выжать сцепление в пол.
  3. Провернуть ключ для запуска мотора. Сцепление не бросать, медленно перевести машину с нейтральной на первую передачу.
  4. Правой ногой выжать тормоз, снять машину со стояночного тормоза.
  5. Убедиться, достаточно ли безопасная обстановка для выполнения маневра.
  6. Немного надавить на газ, плавно отпуская сцепление, чтобы автомобиль тронулся с места назад.

Чтобы сдать назад на ровной дороге, будучи за рулем современного автомобиля, медленно отпускайте сцепление и не добавляйте оборотов. Если нужно двигаться под горку, прибавьте газу. Регулируйте скорость до нужных значений, приостанавливая машину педалью тормоза или выжимая сцепление.

Контролировать направление движения можно двумя методами:

  1. Через зеркало. Более сложный, но безопасный вариант, которым не смогут пользоваться совсем зеленые новички. Для его реализации нужно хорошо знать габариты машины, оценивать расстояние в уме и иметь хорошо развитое пространственное мышление.
  2. Обернувшись через плечо. Сдать назад будет легче, но часть пространства вокруг будет в слепой зоне.

В идеале стоит выучить оба метода.

Как правильно парковаться

После любого упражнения за рулем или по окончании движения автомобиль нужно остановить и припарковать. Процедура простая, если не забывать о возможном откате по причине невнимательности.

Чтобы этого не произошло, придерживайтесь алгоритма:

  1. Найдите место для парковки. Проследите, чтобы транспортное средство не перекрывало выезд и не мешало другим участникам движения, включая пешеходов.
  2. Нажмите сцепление, потом тормоз. Следите, чтобы не задеть бампером впереди стоящую машину.
  3. Переведите рычаг коробки передач на нейтральное положение, мягко отпустите сцепление.
  4. Заглушите двигатель, поднимите ручник (стояночный тормоз).
  5. Снимите ногу с тормоза.

Зимой ставьте машину не на ручной тормоз, а на 1 передачу. Это даст дополнительные гарантии, что тормозной механизм не примерзнет и машина на парковке никуда не откатится.

Паркуя автомобиль на склоне, выворачивайте колеса, чтобы они упирались в бордюр при открывании. Если бордюра нет, можно, чтобы колеса уводили машину на обочину. Это даст дополнительные гарантии и позволит избежать ДТП.

Пользование ручником на подъеме

В ряде ситуаций возникает необходимость остановиться на подъеме. Для этого машину ставят на стояночный тормоз, а водителю необходим навык старта с места в таком положении. Эффективней всего отрабатывать порядок действий на специальном оборудовании или площадке с наклоном. Решить задачу можно двумя методами.

Первый способ:

  1. Остановитесь перед линией и поставьте автомобиль на ручной тормоз.
  2. Надавите на сцепление и переключите КПП на первую передачу. Ногу при этом с педали не снимайте.
  3. Жмите на газ постепенно, добиваясь повышения оборотов до 3000 об/мин. и зафиксируйте ногу в таком положении.
  4. Отпускайте сцепление плавно, пока машина не просядет. По ощущениям – у нее будто чуть поднимется капот. Резкие движения под запретом, иначе вы мгновенно заглохнете.
  5. Держите ногу на сцеплении и снимите ручник.

В результате машина с МКПП медленно начнет движение в гору без отката. Чтобы нечаянно не заглушить двигатель, немного повысьте обороты.

Второй способ:

  1. Поставить машину на стояночный тормоз.
  2. Нажать на сцепление и переключиться на первую передачу.
  3. Постепенно снижать давление на педаль сцепления, пока не почувствуете, будто машина почти начала движение.
  4. Повысить обороты до 1500 об/мин. и снять ручник. Опытные водители способны определить обороты по звуку двигателя, новичкам в помощь тахометр.

Автомобиль начнет постепенно двигаться под горку. В такой ситуации можно обойтись и без ручника, но это вариант только для автолюбителей с хорошей реакцией.

Тренировка аварийной маневренности

Выпускники автошколы получают базовые навыки управления автомобилем и езде в спокойных городских условиях. В реальности на дороге могут случиться любые внеплановые ситуации: лопнуть колесо, навстречу выскочит лихач или кто-то захочет выполнить опасный обгон. Трудности у новичков возникают при управлении машиной в сложных погодных условиях: во время дождя или по обледеневшей трассе.

В такой ситуации будет полезно получить азы аварийной маневренности. Этому обучают водители-профессионалы, но некоторые навыки можно бесплатно освоить самостоятельно. Вам нужна большая и широкая площадка или пустая дорога. Заранее позовите с собой опытного помощника с водительским стажем.

Можно отработать такие маневры:

  1. Экстренное торможение на сухой и мокрой дороге. Разгонитесь до 40 км/ч и выполните резкое торможение. Проследите, как ведет себя машина, сколько составил остаточный и тормозной путь. Повторите со скоростью 65 и 80 км/ч.
  2. Объезд случайно возникающего препятствия. Попросите помощника, чтобы он выкатил несколько покрышек на траектории вашего пути. Задача – увернуться от наезда на скорости 40 км/ч с помощью руля и без торможения.
  3. Выход из заноса на скользкой дороге. Разгонитесь до 40 км/ч, резко затормозите и попробуйте вывернуть руль влево или вправо. Следите, чтобы автомобиль при этом ехал по заданному направлению.

Во время выполнения любого упражнения тщательно следите за своими действиями, запоминайте их порядок и то, как вел себя автомобиль. Это позволит минимизировать вероятность попадания в аварийную ситуацию, а еще у вас будут навыки для минимизации возможных последствий.

Как бороться со страхом вождения

Страх вождения беспокоит многих будущих водителей на этапе обучения и проходит далеко не сразу после получения прав или нескольких десятков самостоятельных поездок.

Человек опасается потерять контроль над машиной, не справиться с неожиданной ситуацией, боится грубости других, более опытных водителей. Малейшая ошибка в ответственный момент только подкрепляет такой страх. В итоге человек может вовсе отказаться от поездок за рулем, предпочтя более спокойный общественный транспорт.

Важно понимать, что страх в такой ситуации нормален и даже полезен. Он вынуждает быть более внимательным и собранным. Гораздо хуже, если он заполняет все мысли и не дает сконцентрироваться.

Чтобы этого не произошло, пользуйтесь рекомендациями:

  1. Старательно посещайте уроки. Чем больше теории и практики получено, тем быстрее уходит страх. Вы будете понимать, как вести себя в любой ситуации, а не в сжатые сроки пытаться вспомнить значение того или иного дорожного знака.
  2. Выбирать хорошую автошколу и не скупиться на инструктора. Невнимательный или грубый учитель отобьет желание водить даже у оптимистично настроенного ученика.
  3. Не опасаться других водителей, они не представляют угрозы. Адекватных среди них гораздо больше, чем кажется.
  4. Не акцентировать внимание на статистике ДТП, не смотреть ролики с авариями и по возможности абстрагироваться от этой темы.
  5. Если страх никак не проходит, воспользоваться помощью психолога.

Начинать водить лучше на небольших тихих улицах, постепенно повышая скорость движения. Оптимально, если поблизости не будет пешеходных переходов или школ. Жилая зона возле домов для тренировки навыков вождения тоже не подходит: здесь могут попасться дети, внезапные велосипедисты или невнимательные пешеходы.

Как только уверенности прибавится, можно выезжать на более оживленные дороги и магистрали. Но не затягивайте с практикой, иначе так и не решитесь выехать дальше соседней улицы.

Как научиться чувствовать габариты автомобиля

Только оказавшись за рулем, новички не понимают габариты машины. Целой проблемой становится парковка задним и даже передним ходом. Навык, как научиться понимать габариты машины, приходит только по мере практики и активной езды. Все индивидуально – одним достаточно пару месяцев, другие справляются за год.

Какие хитрости могут вам помочь:

  1. Попросите знакомого опытного водителя запарковать вашу машину параллельно. Вернитесь на водительское сидение, поставьте полосу маркером на лобовом стекле, где проходит бордюр. Теперь в сложной ситуации метка будет ориентиром.
  2. Чтобы узнать, где будет проходить левое колесо машины, поставьте ногу на площадку, находящуюся слева от педали сцепления.
  3. Двигаясь задним ходом, настройте боковые зеркала так, чтобы видеть дорогу и часть заднего колеса – это упростит парковку. Помните, что следить за процессом нужно и в центральное зеркало заднего вида.

Заранее потренируйтесь на площадке. Положите на землю любую тонкую, палку и постарайтесь проехать ровно по ней сперва задним левым, затем правым колесами. Пробуйте сделать это с разной скоростью, чтобы получалось одинаково хорошо.

Воткните в землю палку, чтобы она стояла вертикально. Старайтесь подъехать и коснуться ее передним или задним бампером, но не уронить и не наклонить. Пробуйте разные расстояния – этот метод хорошо работает для развития понимания габаритов автомобиля.

Первый выезд в город после получения прав

Поездка в город после получения прав – волнительный момент для каждого. В автошколе сбоку всегда сидел опытный инструктор, а теперь приходится полагаться только на свои знания и нарабатывать опыт.

Чтобы первые поездки проходили максимально гладко, придерживайтесь рекомендаций:

  1. При покупке машины сразу задавайте продавцу вопросы относительно расположения механизмов управления, ведь вы можете не знать некоторых особенностей.
  2. В первые выезды на машине не спешите лихачить. Вы еще не понимаете, как она ведет себя в движении и как быстро получится остановиться. Некоторое время ездите неспешно, оценивая, как автомобиль ведет себя в ответ на каждое действие.
  3. В первые дни избегайте магистралей с оживленным движением.
  4. Перед любым маневром смотрите в зеркало заднего вида.
  5. Не пользуйтесь магнитолой. На практике музыка не успокаивает молодого водителя, а только создает помеху.

Помните, что опасность представляют не только другие автомобили, а и пешеходы, и велосипедисты. Многие из них уверены в своей правоте, большая часть не знает даже азов правил дорожного движения.

Приближаясь к пешеходному переходу или двигаясь в спальных районах предусмотрительно держите ногу на тормозе (но не давите). Если перед колесами внезапно появится пешеход, получится сэкономить несколько секунд, играющих ключевую роль.

Мой опыт первой езды после автошколы

Пока готовил для вас эту статью, несколько раз вспоминал первый день в роли водителя. Особенно запомнилось, как после пристегивания и включения зажигания посмотрел в сторону инструктора, но на пассажирском кресле никого не было.

В планах того дня было заехать в несколько мест и проехать больше половины города. Да, было действительно страшно. Пришлось отработать все упражнения, словно на сдаче экзамена:

  1. Проехаться по оживленным улицам.
  2. Несколько десятков раз вставать и трогаться на светофоре.
  3. Ехать в плотном потоке, где каждые несколько метров требуется притормаживать.
  4. Разворачиваться на перекрестке и парковаться.

На следующий день планировал поехать в поселок – около 20 км по трассе и поворот на оживленном нерегулируемом перекрестке. После поездки за руль не хотелось еще долго, казалось, будто сошло семь потов и дрожали руки. Потом все пошло гораздо проще, последующие поездки больше не вызывали такого напряжения.

Примерно неделя мне потребовалась, чтобы начать чувствовать себя за рулем относительно спокойно. Ездить приходилось днем и ночью, в солнечную погоду и даже в плотный туман. Не только по улицам города, но и в соседние города.

При этом почти не сталкивался с агрессивно настроенными водителями. Меня настойчиво подгоняли сигналом только раз. На знак новичка на заднем стекле реагировали с пониманием, хотя на светофорах я не всегда отличался расторопностью.

Будучи за рулем машины, на прошлое смотришь совсем иначе. Забываются моменты длительного ожидания маршрутки после тяжелого рабочего дня или давка в утреннем автобусе. Больше не придется бегать по лужам с перспективой опоздания на важную встречу из-за задержки общественного транспорта.

Вождение собственной машины дает ощущение свободы. По сравнению с этим неуверенность на первых занятиях автошколы или при самостоятельном выезде после получения прав – сущие пустяки!